Художник Андрей Новиков о лаковой миниатюре
Шкатулка, в отличие от картины на холсте, предмет объёмный, его держат в руках и рассматривают с близкого расстояния со всех сторон. Кроме того, включение сусального золота и особенно перламутра создаёт впечатление внутреннего свечения, которого невозможно добиться никакими красками. Изучение опыта мастеров-миниатюристов и произведений, созданных ими, захватывают воображение.
В одной из первых работ по лаковой миниатюре – шкатулке «Дорога к храму» – использование сусального золота и лессировок по металлическому порошку позволило добиться впечатления мягкого тёплого свечения, которое тем сильнее, чем ближе взгляд перемещается к изображению храма.
Желание передать в своих работах не только свечение, но и движение света, привело к использованию в живописи перламутра. Разглядывая причудливые переливы и игру света, заметил, что материал сам подсказывает рисунок будущей лаковой миниатюры. Наглядный тому пример – пластина «Салют на Соборной площади», ставшая поворотной. В этой работе впервые применена разработанная техника колотого перламутра, которая позволяет максимально выравнивать поверхность под живопись. Идея выявлять и обыгрывать декоративные свойства природных материалов, сочетать и комбинировать их в своих работах определила дальнейший творческий путь.
Решение создавать объёмно-пространственные композиции, сочетающие весь спектр декоративных свойств минералов, было принято, и с 1998 года начинается работа с минералами. Прозрачный кристалл горного хрусталя вызвал ощущение звонкого чистого воздуха, какой бывает поздней осенью. В композиции «Осень» деревья в лесу в предчувствии зимы сбросили листву и сжались, только дуб, словно «лесной богатырь», не сдается. Золотые листья его кроны еще напоминают о лете и золотой осени. С появлением в арсенале этого прозрачного материала возникли иные творческие замыслы, потребовались навыки его обработки. Всё это заставило по-новому определиться в миниатюре. Ещё одной очень удачной работой стала композиция «Весенний луч» . Трещина в структуре камня стала основным изобразительным мотивом замысла автора, трактовавшим её как перелом, переход из одного состояния в другое, победу света над тьмой, вечное движение жизни. Вклеив немного золота, передал силу весеннего солнца, лучами пробуждающего новую жизнь сквозь марево весенней сырости.
С каждой новой работой минералы открывали новые и новые особенности. Подчас своей формой и рисунком камень сам подсказывает тему и сюжет произведения. Поэтому с минералами надо работать, как с живым существом. Например, красный цвет камня подсказал написать образ Владимирской Богоматери с младенцем Христом, как символ Величайшей Жертвы, принесенной людям для их спасения, как символ глубинной кровной связи прошлого с настоящим. Сочетание неповторимого рисунка структуры камня и канонического образа позволило создать очень интересное и необычное произведение.
Эксперименты с минералами и папье-маше в поиске сочетания этих двух основ. Технология папье-маше создана человеком относительно недавно. Живопись на нем – также плод труда человека и рассматривается под одним углом. Камень же нерукотворен. Его структура имеет свою жизнь и свой неповторимый рисунок, который может открываться в различных ракурсах. Связь между камнем и папье-маше вполне органична, так как эти материалы дополняют друг друга. Например, выточенные из агата живописные вставки (мини-панно) прекрасно смотрятся внутри основного панно из папье-маше. Так называемое панно в панно – весьма интересный ход, разработанный в ходе экспериментов.
По сути, открыто ещё одно направление в лаковой миниатюре – объёмно-пространственные композиции с миниатюрной живописью на камне, где наряду с традиционными технологиями автор ввёл и свои находки. Разработаны грунты, которые наносятся специальным образом и позволяют кристаллу светиться и играть всеми гранями, а пластине с живописным изображением зажигаться ярче. Этот приём дает возможность глубже раскрывать цвет минерала в композиции. Использование встречных источников освещения позволило добиться неожиданного эффекта светопередачи и светопоглощения минералов в различных поворотах и ракурсах. Начинают работать новые, доныне неизвестные в лаковой миниатюре приёмы и пластические решения. Экран из кристалла горного хрусталя, на котором изображён пейзаж, под разными углами освещения раскрывает глубину и плановость. Так, если по поверхности кварца перемещать луч света, меняются цвет, тон, ритм композиции, появляется движение. Живопись как бы вливается во внутреннее пространство камня: будь это горный хрусталь, агат, панно из нефрита или яшмы.
В поисках горного хрусталя поездка в Бразилию и Южный Урал. Исследуя структуру и особенности камня, художник его обрабатывает на специальных станках: режет, прочищает, полирует, оставляя на кристалле шесть граней. Именно такое количество граней имеет горный хрусталь в природе.
От работы к работе всё большее место в творчестве занимает тема духовности в искусстве. Канонические иконописные образы вписываются в камень, всякий раз добиваясь чистоты и эмоциональной напряженности. При этом возникают «два звука» — камень и иконописный образ. Начинает действовать закон «золотой середины». Оба эти «звука» не должны перебивать друг друга: нельзя сильно записывать камень, иначе он потеряет свою чистоту и прозрачность, дуэта не получится. Работая с кристаллом, я чувствую, как бьется его сердце!. В композициях, посвященных Сергию Радонежскому и основанному им Троицкому монастырю, в полной мере отразились поиски как пластических, так и образных решений.
Лаковая миниатюрная живопись и иконопись на минералах (агат, кварц, яшма, нефрит) получила признание во всем мире. Уже есть последователи метода – преемники и ученики.